Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам.
Одной из наиболее общих категорий русского языка, по признанию специалистов, являются части речи. В них определённым образом группируются слова с близкими лексико–грамматическими характеристиками, с одинаковым способом отображения объективной действительности.
В современных методических исследованиях, посвященных обучению русскому языку, рассматриваются различные аспекты речевого подхода к изучению языковых явлений. Проблема языкового развития учащихся рассматривается в методике не только в общем плане, но и в грамматическом (В.А. Добромыслов, Г.К. Лидман–Орлова, И.Львова, Л.Ю. Максимов, В.П. Озерская, Е.Н. Пузанкова, М.М. Разумовская, Л.А. Тростенцова); речеведческом (В.И. Капинос, Т.А. Ладыженская). При этом исследователи отмечают, что изучение морфологии в школе должно способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, усвоению ряда правил словоупотребления и полноценному усвоению норм правописания. Таким образом, знания, умения и навыки в области морфологии являются той основой, на которой формируются и совершенствуются лингвистическая, языковая и речевая компетенции.
Нельзя забывать, что задачей современной педагогики является формирование гармоничной развитой личности, а подобное гармоничное развитие невозможно без соответствующего уровня языкового развития, без очень высокого уровня общей культуры речи и богатого словарного запаса каждого отдельного ученика.
Объект исследования – преподавание русского языка.
Предмет исследования – методика преподавания русского языка.
Целью исследования является изучение методики преподавания русского языка в средней школе.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
–рассмотреть теоретические аспекты в преподавании русского языка;
–рассмотреть практические аспекты в преподавании русского языка.
Методологической основой для написания работы послужили положения методик преподавания частей речи В. В. Бабайцевой, М. Т. Баркова, Г. А. Богдановой, А. М. Бородич, Ф. К. Гужвы, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, М. М. Разумовской, Л.А Тростенцовой.
В работе использовались следующие теоретические методы исследования: анализ научной, учебной и методической литературы по проблеме методики преподавания имени прилагательного.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1. Методика и принципы преподавания русского языка
Возникновение методики преподавания русского языка датируют 1844 годом — годом выхода в свет книги Федора Ивановича Буслаева «О преподавании отечественного языка», но еще задолго до этого исследования появлялись работы, которые сейчас мы могли бы называть методическими пособиями. К ним относится, например, «Руководство учителям 1 и 2 разряда народных училищ Российской Империи» (1783) Т. Янковича де Мириево (Мириевского). Это был известный педагог, серб по национальности, с 1782 г. живший в России и участвовавший в разработке плана школьных реформ 1782–1786 гг. В 1783 г. ЯнковичМириевский становится членом Российской Академии Наук. Ему принадлежит несколько учебников и дидактических руководств для народных училищ [12, c. 76].
Предметом методики является процесс обучения русскому языку, причем понятие обучение включает в себя:
а) содержание обучения, языковой материал, который изучается, языковые умения, которые должны быть усвоены;
б) деятельность учителя по отбору и «подаче» материала учащимся, по организации их учебного труда, по их развитию, по выявлению их знаний и умений;
в) деятельность учащихся по усвоению знаний, их творческий труд по применению знаний, выработка умений и навыков [14, c. 34].
Результат обучения также входит в объем понятия предмет методики как его важнейшее звено.
Принципы обучения делятся на применимые ко всем учебным предметам (общедидактические) и применимые непосредственно к обучению русскому языку. Общедидактическими являются следующие принципы: научность, последовательность, систематичность, связь теории с практикой, взаимосвязанность разделов, сознательность, активность, доступность, индивидуальный подход к учащимся, прочность, наглядность. Рассмотрим их применительно к русскому языку как к учебному предмету.
Принцип научности состоит в том, чтобы не использовать при обучении ложных и устаревших лингвистических концепций, но в то же время использовать достаточно авторитетные и устоявшиеся сведения.
Курс не должен содержать противоречий, иметь строгую логику построения и четко работать на приобретение не только дополнительных знаний о языке, но и прочных умений и навыков. Принцип взаимосвязи различных разделов курса заключается в том, что каждый последующий раздел опирается на весь запас знаний, полученных учащимися при изучении предшествующих разделов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Боричевская, В.И. Развитие самостоятельности мышления у учащихся [Текст] / В.И. Боричевская // Начальная школа. – 2015. – № 1. – С. 5–7.
2. Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся [Текст]: учеб. для вузов / В.К. Буряк.– М.: Просвещение, 1984. – 356 с.
3. Гаврилычева, Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей [Текст] / Г.Ф, Гаврилычева // Начальная школа. – 2017. – № 11. – С. 57–61.
4. Давыдов, В.А. Что такое учебная деятельность [Текст] / В.А. Давыдов // Начальная школа. – 2017. – № 7. – С. 12–16.
5. Евсюкова Г.А. Как работать со словарными словами. // Начальная школа, 2006, №6, с.23.
6. Епишева, О.Б. Формирование приемов учебной деятельности [Текст] / О.Б. Епишева // Начальная школа. – 2015. – № 6. – С. 26–31.
7. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока [Текст]: учеб. для вузов / Ю.Б. Зотов.– М.: Просвещение, 2017. – 256 с.
8. Исаев, Л.Н. О видах заданий к самостоятельной работе с книгой [Текст] / В.И. Боричевская // Сов. педагогика. – 2015. – № 3. – С. 21–23.
9. Истомина, Н.Б. Активизация учащихся на уроках русского языка в начальных классах [Текст]: учеб. для вузов / Н.Б. Истомина. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.
10. Каясова Т.А. Роль объяснительных диктантов в формировании языковой личности // Вестник ОГУ. – №9 (145). – 2012. – С. 13–17.
11. Клименко, А. В. Проектная деятельность учащихся [Текст] / А.В. Клименко // Преподавание истории и обществоведения в школе. – 2012. – № 9. – С. 69.
12. Ковальская, М.К. Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения [Текст]: учеб. для вузов / М.К, Ковальская. – М.: Просвещение, 2015. – 178 с.
13. Лекаркина, Ю.А. О возможности использования самостоятельной работы учащихся по математике [Текст] / Ю.А. Лекаркина // Начальная школа. – 2015. – № 3. – С. 74–76.
14. Лернер, И.Я. Познавательные задачи в обучении истории [Текст]: учеб. для вузов / И.Я. Лернер. – М.: Просвещение, 2016. – 123 с.
15. Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. – М.: Вентана–Граф, 2007.– 201с.
16. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. М.: Академия, 2007. 464 с.
17. Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М. Р. Львов. М.: Просвещение, 1975. 170с.
18. Львов, М.Р. Словарь–справочник по методике русского языка. / М.Р.Львов. – М.: Просвещение, 2008. – 359с.
19. Львов, М.Р. Хрестоматия по методике русского языка. Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях / М.Р.Львов. – М.Буква, 2006. – 330с.
20. Матронина, Л. Ф. Организация самостоятельной работы студентов [Текст]: учеб. для вузов / Л.Ф. Матронина. – М.: МИРЭА, 2016. – 205 с.
21. Начальная школа [Текст]: учебник / Р.Д. Карпенко. – М.: Просвещение, 2015. – 314 с.
22. Организация самостоятельной работы по русскому языку [Текст]: учебник / Н.К, Крупская. – Йошкар–Ола: изд–во МарГПИ, 2015. – 346 с.
23. Педагогика / [Текст]: учебник / Р.Д. Карпенко. – М.: Рос. Пед. агентство, 2015. – 265 с.
24. Пидкасистый, П. И. Искусство преподавания [Текст]: первая книга учителя / П.И. Пидкасистый. – М.: Российское педагогическое агентство, 2014. –416 с.
25. Плотникова, С.В. Лексикон младшего школьника и его развитие на уроках русского языка/ М. С. Соловейчик // Начальная школа. 2007. № 10. С 93
26. Прудникова А. В. Лексика в школьном курсе русского языка. – М.: Просвящение, 2009. – 144с.
27. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1. – 3–е изд. – М.:Просвещение, 2012. – 460с.
28. Рамзаева Т. Г., Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин–тов по спец / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов // «Педагогика и методика нач. обучения» М.: Просвещение, 2009. 431 с.
29. Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс 1990. 144 с.
30. Тупичкина, Е.А. Виды самостоятельных работ на уроках русского языка [Текст] / Е.А. Тупичкина // Начальная школа. – 2016. – № 5. – С.16.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект [Текст] / РАО, руков. проекта: Н.Д. Никандров, А.М. Кондаков, А.А. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2008. – (Стандарты второго поколения).
32. Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку.– М.: Просвещение, 2004. – 255 с.
33. Хакунова, Ф. П. Особенности организации самостоятельной работы обучаемых [Текст] / Ф.П. Хакунова // Начальная школа. – 2013. – № 1. – С. 70.
34. Хакунова, Ф.П. Что такое учебная самостоятельность и как ее развивать? [Текст] / Ф,П. Хакунова // Начальная школа. – 2007. – № 22. – С. 3.
35. Чудинова И. С. Методика обогащения словарного запаса учащихся на основе учета семантической сочетаемости слов: Дис. канд. пед. наук. М., 2011. – 192 с.
36. Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка. – . М.:Просвещение, 2012. – 344с
37. Ященкова С.Н. Как я работаю над словарными словами. // Начальная школа, 2001, №9, с. 109.